17 квітня 2016 р.

ЖИЗНЬ ИВАНА 
Россия, которую мы «потеряли»

Апологетам «русского мира», которых не только в России, но, к сожалению, и в Украине хватает, хотелось бы посоветовать почаще обращаться в первоисточникам.
Вот, например, быт дореволюционной русской деревни в наше время нередко идеализируется и все чаще можно услышать ностальгические нотки о «России, которую мы потеряли». Тем большее значение приобретает сегодня беспристрастный взгляд очевидца.
Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская, дочь знаменитого географа и путешественника и сама этнограф, в отличие от отца в далекие экспедиции не отправлялась. На протяжении многих лет, взяв за объект исследования село Гремячка в Рязанской губернии, ничего не скрывая и не приукрашивая, она добросовестно записывала все, что имело отношение к быту тамошних крестьян. В результате исследовательница собрала огромный массив сведений и получилась удивительная книга «Жизнь «Ивана», насыщенная фактами из жизни предков нынешних россиян: устройстве дома, инвентаре, еде, одежде, ходе сельхозработ, суевериях и, самое главное, нравах и обычаях российской деревни конца ХІХ века.
К сожалению, болезнь и ранняя смерть помешали Ольге Петровне закончить свой труд, но и то, что было сделано, имеет огромную познавательную ценность. Книга впервые была опубликована уже после ее смерти, в 1914 году, в 39 томе «Записок Императорского Русского географического общества». Однако тогда книга не получила широкой огласки и после этого ни разу не переиздавалась. Переиздана она лишь в наши дни в 2010 году московским издательством «Ломоносовъ».
Предлагаю вашему вниманию несколько выписок из книги О. П. Семеновой-Тян-Шанской «Жизнь Ивана. Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний».

Об отношениях между молодыми людьми до брака:
«Прежде чаще встречались целомудренные малые и девушки, а теперь целомудренного малого уже не найти, да и девушек таких совсем мало. <…> Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: «Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десяток яблоков!» <…> 
Случаи убийства новорожденных незаконных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит его либо в воду (с камнем на шее), либо в густой конопле, или на дворе, или где-нибудь в свином катухе зароет».

Об отношениях между мужем и женой:
«В трезвом виде (муж жену – Авт.) бил редко, в пьяном часто и чем попало. Вообще замечено, что более всего бьют жен пьяницы: бьют либо за то, что жена скажет что-нибудь «поперек» (упрекнет, напр., в пьянстве: «опять нализался» или «нажрался кобель»); бьют из ревности. Бьют и палкой, и рогачом (ухват), и сапогами, и ведром, и чем попало - кулаками, пинком. Таскают за косы (через порог), так что голова только «ту-ту-ту».
По поводу битья: бьют не только жену, но иногда и старого отца. В одной деревне молодой парень убил своего отца оглоблей (так бил, что он умер от побоев). В селе Мураевне был один случай, что пьяница муж убил свою жену за «гульбу». Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену до тех пор, пока она не впала в бессознательное состояние, в котором через день и умерла, не приходя в себя.
Если муж бьет жену и при этом сломает или испортит тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему, разумеется, гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену. Да и всякая баба гораздо больше будет сокрушаться о каком-нибудь сломанном рогаче, чем о своих помятых боках.
Муж молодой, убедившись, что «молодая» не целомудренна, в первую же брачную ночь жестоко ее иногда избивает, что служит прелюдией к дальнейшему битью (иногда в течение нескольких месяцев). Считают долгом бить свою жену, если она «принесет» чужого ребенка в отсутствие мужа (что чаще всего случается с солдатками) <…>. 
Пьяный муж бьет иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его приказание (снять с него сапоги, уложить его спать). Достанется также ей, если она откажется лечь с ним спать и т.п. Словом, за всякое неисполнение мужниной воли. Я знала одного мужика, который любил, когда он бывал пьяный, так издеваться над женой: «Становись, жена, на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу - убью тебя!» И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети его обыкновенно подымали плач и крик. Тогда он произносил: «Детей жалко, а то бы не быть тебе живой», - и отпускал жену. Если она не слушалась его - бил ее жестоко (иногда вальком по голове). Это называется «мудровать над женой» или «над женой измываться».

Как старшая сестра нянчила Ивана: 
«Таскала иногда с трудом на руках, причем часто роняла его: «Ах, батюшки, да как же я это упустила». Иван катился иногда головой вниз под какую-нибудь горку. За крик получал легкие шлепки свободной рукой своей няньки либо по лицу, либо по голове: «Молчи, сукин сын». Иногда сестренка бросала его на землю «где помягче», а сама бежала к толпе подруг - «поиграть», половить раков в речке и т. п.
Ребенок по часу и больше ползал в грязи, запачканный, мокрый, кричал, плакал. Чтобы он замолчал, ему иногда давалась в руки печеная картошка, сырое яблоко, огурец и т. п. Иногда он пытался переползти высокий порог избы, падал, ушибался, ссаживал все лицо и т.п. Свою печеную картошку или огурец он, разумеется, вываливал в грязи и навозе и уже в таком виде ел их, иногда пополам с тем, что текло у него из носу и т.д. Ел отбросы из корыта для свиньи, пил из этого корыта, хватал руками что попало, «нагадит да рукой и хвать». Иногда набивал себе землею рот, глотал землю».

Хорошей иллюстрацией к книге могла бы стать картина И. Горохова «Запил» (1892 год). Иван Лаврентьевич Горохов, русский художник-передвижник, сам был из крестьян и большую часть жизни прожил в деревне под Можайском. Знал живописец, о чем писал.
Вообще, читать книгу местами страшно, но все же необходимо, чтобы понять, что такое «русский мир» и откуда берутся его корни.
В предисловии к книге издатели пишут, что эта Россия, крестьянская Россия конца ХІХ - начала ХХ века, исчезла. Да вот только действительно ли это так? Не такая ли Россия возродилась в начале XXI?

Немає коментарів:

Дописати коментар